Как определить слабоумие у новорожденного

Содержание
  1. Бывает ли деменция у детей?
  2. Причины развития деменции у детей
  3. Симптомы деменции у детей
  4. Диагностика и лечение деменции у детей
  5. Умственная отсталость – как вовремя определить отклонения у ребенка и что делать дальше?
  6. Виды умственной отсталости
  7. Причины умственной отсталости у детей
  8. Эндогенные причины умственной отсталости
  9. Экзогенные причины умственной отсталости
  10. Слабоумие – симптомы
  11. Диагностика умственной отсталости
  12. Лечение слабоумия
  13. Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями
  14. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями
  15. Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет
  16. Группы риска
  17. Можно ли вылечить в молодом возрасте
  18. Первые признаки слабоумия
  19. Легкая умственная отсталость
  20. Умеренная умственная отсталость
  21. Тяжелая умственная отсталость
  22. Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?
  23. Признаки умственной отсталости у детей до 1 года
  24. Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

Бывает ли деменция у детей?

Как определить слабоумие у новорожденного

Деменция у детей и у молодых людей – это приобретенное слабоумие, которое сопровождается потерей уже сложившего интеллекта. При данном заболевании повреждаются ткани головного мозга, вследствие чего нарушаются память, речь, аналитические и познавательные способности, моторные навыки.

О слабоумии детей приобретенного характера принято говорить по достижении ребенком 2-3-летнего возраста, когда по поведению можно выявить заметные отклонения от нормального психического развития.

Явную, прогрессирующую деменцию чаще всего наблюдают у детей после 15 лет, когда заканчивается биологическое созревание головного мозга.

Причины развития деменции у детей

Около 70% всех случаев приобретенного слабоумия приходится на болезнь Альцгеймера, которая поражает преимущественно пожилых лиц старше 65 лет. По этой причине деменция у молодых бывает редко и в основном обусловлена наследственным фактором.

Генные мутации в хромосомах провоцируют усиленную выработку аномальных амилоидных бляшек, которые поражают нервные клетки и разрушают сложившиеся межнейронные синоптические связи.

Деградация мозговой деятельности у людей до 40 лет может также происходить в результате механических травм головы, наркотической, алкогольной или радиационной интоксикации, как осложнение хронической сердечно-сосудистой патологии.

Детская органическая деменция является, как правило, осложнением некоторых тяжелых заболеваний. Вторичная резидуальная деменция протекает со стабильными остаточными нарушениями работы головного мозга, без дальнейшего ухудшения состояния больного.

Основные причины слабоумия у детей и людей старшего возрастаПричины деменции у детейПричины деменции у взрослых
  • инфекционный менингит, энцефалит;
  • сотрясение мозга, тяжелые или многократные черепно-мозговые травмы;
  • отравление лекарствами и токсическими веществами;
  • церебральный арахноидит головного или спинного мозга;
  • ВИЧ-инфекции, СПИД.
  • болезнь Альцгеймера;
  • инфаркт, инсульт;
  • атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, тромбоз сосудов головного мозга;
  • внутричерепные опухоли головного мозга, гидроцефалия;
  • гормональные изменения у женщин.

Наследственно дегенеративная деменция у детей развивается на фоне таких генетических недугов, как болезнь Ньюмана-Пика, Баттена, Гентингтона или Лафора, синдром Ретта и Санфилиппо, лейкодистрофия.

Наследственные формы слабоумия быстро прогрессируют по мере роста детей и манифестации клиники основной генетической болезни.

Интенсивное нарастание симптоматики может привести к летальному исходу уже в подростковом возрасте.

Важно. Органическая деменция у детей, а особенно у подростков, зачастую отягощается психологическими травмами. Очевидная утрата приобретенных навыков болезненно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и может лишить его мотивации к реабилитации.

Симптомы деменции у детей

Клиническая картина заболевания у детей во многом зависит от возраста пострадавшего. Чем раньше начнется процесс деградации центральной нервной системы, тем более выраженными будут симптомы деменции у молодых людей.

До 3-летнего возраста наиболее выраженными признаками слабоумия становится снижение двигательной активности, иногда малыш даже перестает ходить и ползать.

Одновременно появляется непроизвольная расторможенность, которая сопровождается резкими, дергающимися движениями.

Такие дети отличаются чрезмерной капризностью, повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций с переходом от истерики и плача до беспричинного всплеска радости.

Характеристика детей с деменцией по возрастным группам включает следующие признаки:

  • у дошкольников – импульсивные, неорганизованные и однообразные игры, тяга к бросанию и поломке игрушек, бесцельные и неожиданные порывы к беготне, прыжкам, отсутствие привязанности к близким людям, вплоть до равнодушия даже по отношению к матери, уменьшение раннее приобретенного словарного запаса и когнитивных навыков;
  • в младшем школьном периоде – трудности со вниманием и освоением новой информации, путаница в элементарных понятиях о времени, цвете, формах предметов, ослабление инстинкта самосохранения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях, сужение круга интересов, частые жалобы на усталость;
  • в старшей школе – развитие детей с деменцией прекращается из-за нарушения абстрактного мышления, неустойчивости внимания, распада уже сложившего интеллекта и невозможности восприятия, сохранения и воспроизводства новых знаний, речь у школьников нечеткая, смазанная и бессвязная;
  • у подростков – отсутствие критического мышления, деградация поведения, игнорирование социально-правовых норм, ухудшение зрения и слуха, резкая смена настроения, депрессии, прожорливость, немотивированные приступы агрессии, утрата коммуникативных навыков, сексуальные расстройства, беспорядочные половые связи.

Справка. Деменция у подростков, как правило, генетического происхождения. Кроме головного мозга патологические изменения затрагивают и другие жизненно важные органы, что значительно сокращает продолжительность жизни больного.

Диагностика и лечение деменции у детей

Нейродегенеративная болезнь деменция у молодых людей так же, как и у стариков, является неизлечимым и необратимым патологическим состоянием.

Возможности современной медицины позволяют лишь замедлить у детей темпы ее прогрессирования.

Если в семье уже были зарегистрированы случаи слабоумия среди кровных родственников, то с первых месяцев жизни ребенок должен находиться под постоянным наблюдением у невролога.

Детская деменция выявляется после тщательного изучения наследственного фактора, общих показателей здоровья, прохождения специальных когнитивных тестов. Визуализировать и оценить степень поражения головного мозга позволяет инструментальное обследование с помощью резонансного сканирования, КТ, МРТ, ЭЭГ. Проводятся биохимические анализы крови и генетические исследования.

Симптомы и лечение деменции у молодых людей устанавливают специалисты различных направлений: педиатры, психологи, психиатры, неврологи. Комплексная терапия должна быть постоянной, длительной и осуществляться под строгим контролем врачей, стандартно она включает следующие мероприятия:

  • прием лекарственных препаратов и витаминов для стимуляции обмена веществ в нервных клетках, питания тканей, улучшения кровообращения в головном мозге, укрепления сосудов;
  • назначение психостимуляторов, ноотропных веществ с целью улучшения памяти, внимания, физической выносливости, мыслительной деятельности;
  • консультации психолога и педагогов;
  • профилактические меры, направленные на повышение иммунитета, профилактика травм и заболеваний, отнесенных к факторам риска.

Деменция в молодости и у детей останавливает нормальный физиологический и умственный процесс развития человека.

Несмотря на плохие прогнозы, важно сохранить личность подрастающего человека, его желание жить и бороться с болезнью.

Учитывая негативное и настораживающее отношение общества к психически больным людям, необходимо позаботиться о создании доброжелательной окружающей среды, которая способствовала бы адаптации таких пациентов.

046

Источник: https://demenciya.ru/demenciya/dementsiya-u-detej/

Умственная отсталость – как вовремя определить отклонения у ребенка и что делать дальше?

Как определить слабоумие у новорожденного

Одной из причин плохой обучаемости детей и низкой успеваемости в школе является умственная отсталость. Нарушение может иметь различные степени выраженности. Некоторые из них возможно выявить только в ходе специальных тестов и обследования ребенка.

Виды умственной отсталости

Термином «умственная отсталость» у детей принято обозначать группу наследственных, врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений общего психического развития. Данное состояние характеризуется нарушением способностей, которые проявляются в период созревания личности. При этом страдают общий интеллект, речевые, моторные и социальные способности.

В качестве дифференцирующего фактора при построении классификации умственной отсталости применяется степень выраженности, глубины интеллектуального дефекта. В зависимости от этого выделяют следующие степени слабоумия:

  • легкую степень;
  • умеренную;
  • тяжелую;
  • глубокую.

При постановке диагноза и разработке индивидуального плана лечения медики руководствуются данной классификацией. Однако при проведении научных исследований использовать данную градацию не всегда правильно, поэтому нередко учитывают непосредственно причину, приведшую к развитию умственной отсталости.

Причины умственной отсталости у детей

После того как выявлено отклонение, врачи назначают комплексное обследование пациента с целью установления причины умственной отсталости.

Выявить провоцирующий фактор удается не всегда, кроме того, в отдельных случаях выявляется одновременное наличие нескольких причин.

В зависимости от их типа и происхождения выделяют две большие группы факторов, которые способны спровоцировать умственную отсталость у ребенка:

  • внешние, экзогенные;
  • внутренние, эндогенные.

Эндогенные причины умственной отсталости

Среди основных эндогенных факторов, обуславливающих отставание в умственном развитии, выделяют следующие причины:

  1. Наследственность. Врожденное слабоумие в 75% случаев является результатом генетических аномалий. Так, наследственный фактор может проявляться в несовместимости резус-фактора у матери и будущего ребенка, хромосомных заболеваниях (синдром Дауна).
  2. Нарушение белкового обмена – фенилкетонурия сопровождается нарушением умственной деятельности.
  3. Воспалительные процессы в головном мозге и его оболочках – менингит, менингоэнцефалит, возникшие у малыша, вызывают умственную отсталость.
  4. Родовые травмы – сдавления черепа, гипоксия могут вызвать нарушения в развитии головного мозга, что выражается в умственной отсталости.

Экзогенные причины умственной отсталости

Умственная отсталость длительное время изучалась учеными как заболевание. В результате был выделен ряд экзогенных факторов, способных спровоцировать приобретенное слабоумие. Среди основных:

  1. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, вирусный гепатит, корь).
  2. Интоксикации материнского организма во время беременности – любые состояния материнского организма, возникающие под действием ядовитых веществ: длительный прием лекарственных средств, алкоголя.
  3. Дистрофии беременной женщины – нарушения обмена веществ в тканях, вызывающие сбои в их работе.
  4. Заражение плода паразитами из материнского организма (токсоплазмоз).
  5. Сифилис у матери способен спровоцировать инфицирование спирохетой, которая повреждает головной мозг плода.
  6. Травмы плода при родах – наложение щипцов, сдавливание головки плода при затяжных родах.
  7. Длительная асфиксия плода во время родов.
  8. Факторы внешней среды – термин цифровое слабоумие звучит все чаще. Современные дети не стремятся к обучению, познанию и приобретению новых навыков.

Слабоумие – симптомы

Выраженность симптоматики напрямую зависит от степени умственной отсталости. Первые признаки проявляются в форме соматовегетативной реакции в возрасте 0–3 года.

Ребенок отличается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы. Это сопровождается нарушением сна, аппетита, расстройством органов ЖКТ.

Этому сопутствуют рвота, колебания температуры, снижение аппетита, метеоризм, повышенная потливость.

По мере взросления ребенка симптомы приобретают выраженный характер. Так, слабоумие у детей в возрасте 4–10 лет сопровождается психомоторными нарушениями. Они выражаются в гипердинамических расстройствах различного происхождения: возбудимость психомоторного типа, заикание, тики. Все это обусловлено более выраженной дифференцировкой корковых отделов двигательного анализатора.

На практике не всегда может быть обнаружена задержка умственного развития у детей: симптомы нарушения на ранних стадиях носят неявный характер. Одним из первых признаков может выступать эмоциональная неустойчивость ребенка:

  • частая смена настроения;
  • недостаточный самоконтроль;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • нарушения поведения;
  • суетливость;
  • стеснительность;
  • неуверенность.

Кроме того, наблюдается нарушение свойств внимания. Оно неустойчивое, концентрация недостаточна, ребенок постоянно отвлекается даже при выполнении простого задания. У детей дошкольного возраста могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Нарушение восприятия – детям сложно сформировать целостный образ.
  2. Проблемы с речью – наблюдается задержка умственного развития в речи, она может быть как системной, так и частичной.

Умственная отсталость легкой степени обозначается врачами как дебильность. Для этой формы нарушения характерна хорошая механическая память. Дети могут приобрести определенный объем знаний и элементарные навыки письма, чтения, счета. В некоторых случаях богатый речевой запас маскирует недостаточность мыслительной деятельности.

Такие дети не проявляют инициативы, самостоятельности. Определенные трудности вызывает переход к мыслительным задачам. Умственная отсталость этой формы проявляется недостаточной способностью к самообладанию, импульсивностью и подавлению влечений. Дети проявляют тягу к подражательству, внушаемости. Они хорошо приспосабливаются к жизни, поэтому неплохо проходят социализацию.

Умственная отсталость в умеренной степени называется термином имбецильность. Дети с данным нарушением способны к накоплению некоторого запаса знаний, обладают хорошей механической памятью.

Словарный запас невелик, само понимание и использование речи имеет ограничение. Такие дети эгоцентричны, требуют повышенного внимания к себе.

Они постоянно нуждаются в положительной оценке своих действий: проявляют радость, когда их хвалят, и обижаются на порицание.

Такие дети не привыкают к трудностям. Когда требуется напряжение, любимыми их ответами являются: «не могу», «не хочу», «не знаю». Подобные признаки слабоумия упускаются родителями.

Постоянная работа с такими детьми позволяет приобрести ряд основных навыков и умений, однако объем усвоенного материала небольшой.

Дети нуждаются в постоянной опеке, а обучение проводится в специализированных учебных заведениях.

Тяжелая и глубокая умственная отсталость характеризуется полным отсутствием реакции на происходящее вокруг или неадекватным реагированием на раздражители. Членораздельная, внятная речь отсутствует.

Пациенты с данной степенью умственной отсталости воспринимают речевую интонацию, однако не понимают смысла сказанного. Оставшись наедине с собой, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном движении: ползают, хватают все окружающие предметы.

Нередко проявляют агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Диагностика умственной отсталости

При диагностике степени умственной отсталости врачи не ограничиваются только фактом установления общего психического недоразвития. Целью становится постановка полного, исчерпывающего диагноза, который отражает:

  • выраженность нарушения интеллекта и оценку степени нарушения;
  • клиническую характеристику степени дефекта;
  • этиологию;
  • возможность и степень адаптации к внешней среде;
  • социально-психологические факторы, участвующие в формировании клиники заболевания.

В ходе выявления заболевания врачами всегда проводится дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР (задержки психического развития). С этой целью проводятся следующие обследования:

  • изучение семейного анамнеза, особенностей родов, течения беременности;
  • клинические обследования больного;
  • генетические исследования;
  • пренатальные диагностические процедуры (УЗИ, амниоцентез);
  • применение психологических и педагогических методик.

Лечение слабоумия

План лечения разрабатывается в соответствии с типом умственной отсталости. Дети с интеллектуальными нарушениями требуют постоянного внимания и коррекции. Важное значение имеет социальная адаптация: при легкой степени умственной отсталости дети могут обучаться в обычных классах. Среди основных целей терапии при умственной отсталости можно выделить:

  1. Воздействие на этиологию нарушения, когда это возможно.
  2. Активация компенсаторных механизмов.
  3. Устранение сопутствующих психических и соматоневрологических нарушений.

Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

Интеллектуальные нарушения нередко требуют особенного воспитания детей. При этом можно выделить три основных этапа, для каждого из которых существуют свои задачи:

  1. 4–8 лет – формирование санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики. Адекватное поведение в столовой, общественных местах, развитие речи, познавательной деятельности.
  2. 8–16 лет – закрепление навыков самообслуживания, работа обучению хозяйственно-бытовому труду.
  3. 16–18 лет – социальная адаптация. Основная цель – трудоустройство, дальнейшее приспособление к жизни.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями

Обучение детей с умственной отсталостью предполагает активное проведение психолого-педагогической коррекции. Обучение проводится в специализированных дошкольных и школьных учреждениях трех типов:

  1. Компенсирующего – предназначены для обучения детей с отклонениями.
  2. Комбинированного – имеют как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  3. Общеразвивающего – предназначены для обучения детей без отклонений, там воспитывают и обучают малышей с легкой степенью умственной отсталости.
Монгольское пятно – причины и особенности большой родинки Монгольское пятно – образование на коже, представляющее собой скопления меланоцитов. По сути, это родинка, однако необычного цвета и формы. Ребенок рождается с такой отметиной в области крестца и ягодиц. Дефектолог – кто это и как может помочь специалист ребенку? Вопрос о том, дефектолог – кто это, задают родители, дети которых имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Специалист занимается устранением видимых недостатков и помогает малышам адаптироваться в обществе.
Ребенок разговаривает во сне – когда есть повод для беспокойства? Если ребенок разговаривает во сне, и это происходит редко, то поводов для беспокойства нет, а при частых появлениях эпизодов речевой активности по ночам рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Возможно, это признак заболевания. Синдром Веста – как облегчить жизнь малышу? Синдром Веста – неврологическая патология, сопровождающаяся судорожными припадками, нарушением психомоторного развития. Развивается преимущественно на первом году жизни или в раннем возрасте. Заболевание требует комплексного подхода.

Источник: https://womanadvice.ru/umstvennaya-otstalost-kak-vovremya-opredelit-otkloneniya-u-rebenka-i-chto-delat-dalshe

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Как определить слабоумие у новорожденного
Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Группы риска

У каждого человека (молодого и среднего возраста) существует довольно высокий риск заболеть этим страшным недугом.

Серьезную угрозу представляют следующие факторы:

  • курение;
  • чрезмерное употребление алкоголя;
  • повышенный холестерин;
  • ожирение;
  • тяжелая депрессия;
  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • гипертония или гипотония;
  • высокий уровень в крови эстрогена и гомоцистеина.

Любой из этих факторов, способен привести к появлению ранней деменции, поэтому необходимо заранее сдать все анализы и изменить привычный образ жизни.

Можно ли вылечить в молодом возрасте

Полностью излечить больного, страдающего слабоумием, невозможно.

Вовремя проведенная диагностика позволяет назначить лечение, тормозящее развитие патологии.

Человек, получающий правильную терапию, может полноценно прожить с таким диагнозом длительное время, не ощущая дискомфорта.

На поздних этапах развития лечение бессмысленно. Кроме медикаментов, назначается также психологическая реабилитация и ЛФК.

Препараты, используемые в лечении:

  • антидепрессанты;
  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • ноотропы.

Хорошо зарекомендовали себя дополнительные интеллектуальные и физические нагрузки, лечебная гимнастика, занятия творчеством, беседы с психологом.

Источник: https://erekto.ru/deti/slaboumie-simptomy-u-detej.html

Первые признаки слабоумия

На практике не всегда может быть обнаружена задержка умственного развития у детей: симптомы нарушения на ранних стадиях носят неявный характер. Одним из первых признаков может выступать эмоциональная неустойчивость ребенка:

  • частая смена настроения;
  • недостаточный самоконтроль;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • нарушения поведения;
  • суетливость;
  • стеснительность;
  • неуверенность.

Кроме того, наблюдается нарушение свойств внимания. Оно неустойчивое, концентрация недостаточна, ребенок постоянно отвлекается даже при выполнении простого задания. У детей дошкольного возраста могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Нарушение восприятия – детям сложно сформировать целостный образ.
  2. Проблемы с речью – наблюдается задержка умственного развития в речи, она может быть как системной, так и частичной.

Легкая умственная отсталость

Умственная отсталость легкой степени обозначается врачами как дебильность. Для этой формы нарушения характерна хорошая механическая память. Дети могут приобрести определенный объем знаний и элементарные навыки письма, чтения, счета. В некоторых случаях богатый речевой запас маскирует недостаточность мыслительной деятельности.

Такие дети не проявляют инициативы, самостоятельности. Определенные трудности вызывает переход к мыслительным задачам. Умственная отсталость этой формы проявляется недостаточной способностью к самообладанию, импульсивностью и подавлению влечений. Дети проявляют тягу к подражательству, внушаемости. Они хорошо приспосабливаются к жизни, поэтому неплохо проходят социализацию.

Умеренная умственная отсталость

Умственная отсталость в умеренной степени называется термином имбецильность. Дети с данным нарушением способны к накоплению некоторого запаса знаний, обладают хорошей механической памятью.

Словарный запас невелик, само понимание и использование речи имеет ограничение. Такие дети эгоцентричны, требуют повышенного внимания к себе.

Они постоянно нуждаются в положительной оценке своих действий: проявляют радость, когда их хвалят, и обижаются на порицание.

Такие дети не привыкают к трудностям. Когда требуется напряжение, любимыми их ответами являются: «не могу», «не хочу», «не знаю». Подобные признаки слабоумия упускаются родителями.

Постоянная работа с такими детьми позволяет приобрести ряд основных навыков и умений, однако объем усвоенного материала небольшой.

Дети нуждаются в постоянной опеке, а обучение проводится в специализированных учебных заведениях.

Тяжелая умственная отсталость

Тяжелая и глубокая умственная отсталость характеризуется полным отсутствием реакции на происходящее вокруг или неадекватным реагированием на раздражители. Членораздельная, внятная речь отсутствует.

Пациенты с данной степенью умственной отсталости воспринимают речевую интонацию, однако не понимают смысла сказанного. Оставшись наедине с собой, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном движении: ползают, хватают все окружающие предметы.

Нередко проявляют агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?

Как определить слабоумие у новорожденного

Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека.

Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких.

Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов.

Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д.

Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:

  • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.

К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста и несформировавшейся речи и другим коммуникативным возможностям.

Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

  1. Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
  2. Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
  3. Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
  4. Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
  5. Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.

Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е.

с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости).

К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще.

Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению.

Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

  • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
  • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
  • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
  • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.

Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии.

Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни.

Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

Источник: http://ZdorovyeDetei.ru/psixika/kak-vovremya-zapodozrit-i-vyyavit-u-detej-simptomy-umstvennoj-otstalosti.html

До родов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: