В чем причина разложения родового строя

Разложение первобытно-общинного строя

В чем причина разложения родового строя

Определение 1

Первобытнообщинный строй — это исторически первая общественно-экономическая формация, среди выделяемых марксистской философией. Первобытный тип общества характеризуется минимальным развитием производительных сил, которому в свою очередь соответствуют бесклассовое общество и производственные отношения так называемого первобытного коммунизма.

Примерно в V-IV тысячелетии до н.э. первобытное общество вступило в стадию разложения. К факторам, способствующим этому, относятся:

  • неолитическая революция;
  • интенсификация земледелия;
  • появление металлургии;
  • развитие специализированного скотоводства;
  • развитие торговли;
  • становление специализированного ремесла.

Развитие плужного земледелия привело к переходу земледельческого труда из женских рук в мужские. Мужчина – воин и земледелец – становился главой семьи.

Накопление излишков в различных семьях происходило неодинаково, при этом каждая семья, скапливая имущество, старалась его сохранить.

Постепенно продукт перестает делиться между членами общины, а имущество начинает передаваться от отца к детям. Так закладывались основы частной собственности на средства производства.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Складывается патриархат: счет родства по материнской линии сменяется счетом родства по отцу.

Соответственно изменяются формы семейных отношений; возникшая патриархальная семья была основана на частной собственности.

Подчиненное положение женщин сказалось, в частности, на том, что обязательность единобрачия была установлена только для женщин, в то время как для мужчин допускалась полигамия (многоженство).

Такое положение засвидетельствовано в древнейших документах Египта и Двуречья, относящихся к концу IV-началу III тысячелетия до н.э. Такую же картину подтверждают древнейшие исторические источники, появляющиеся в некоторых племенах Китая и предгорий Передней Азии во II тысячелетии до н.э.

Зарождение имущественного неравенства

Усиление обмена, рост производительности труда, постоянные войны –все это вело к возникновению внутри племен имущественного расслоения. Имущественным неравенством порождалось и общественное неравенство.

Со временем складывалась верхушка родоплеменной аристократии, фактически ведавшая делами. В племенном совете заседали знатные общинники, они же ведали культом богов, выделяли военных вождей и жрецов из своей среды.

Наряду с общественной и имущественной дифференциацией внутри родовых общин происходит также дифференциация между отдельными родами внутри племени.

Выделяются богатые и сильные роды с одной стороны, и ослабевшие и обедневшие с другой. Первые из них со временем превращаются в господствующие, а вторые становятся подчиненными.

В результате частых войн в подчиненном положении могли оказаться целые племена или группы племен.

На протяжении долгого времени, несмотря на общественное и имущественное расслоение общины, представители верхушки родовой знати еще должны были считаться с мнением общины. Однако все чаще родовая верхушка злоупотребляет в своих интересах трудом коллектива, а рядовые общинники уже не могли спорить с могуществом знати.

Таким образом можно указать следующие признаки распада родового строя:

  • сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;
  • возникновение имущественного неравенства;
  • обращение пленных в рабов;
  • учащение вооруженных столкновений;
  • превращение кровнородственного коллектива в территориальную общину.

Результаты археологических раскопок в различных частях мира подтверждают такие выводы. Примерами служат знаменитый Майкопский курган, находящийся на Северном Кавказе и датируемый II тысячелетием до н.э.

или пышные погребения вождей в Триалети.

Колоссальные размеры могильной насыпи, обилие драгоценностей, погребение с телом вождя насильственно убитых рабов: все это подтверждает власть и богатство вождей и нарушение условий первоначального равенства в племенах.

Разрушение первобытнообщинных отношений разных регионах мира произошло не одновременно.

Также разнообразными были конкретные модели перехода к следующей формации: некоторыми народами были образованы раннеклассовые государства, другими рабовладельческие.

Некоторые народы, миновав рабовладельческий строй, сразу перешли к феодализму, а некоторые (народы Америки, Австралии) к колониальному капитализму.

Переход от родовой общины к соседской

Благодаря росту производительных сил были созданы предпосылки для развития системы дарообменных отношений, укрепления связей между разными социальными организмами, Переход от парного брака к патриархальному, а позже к моногамному, укрепил семью, которая начала обособляться в рамках общины. Общинная форма собственности дополняется личной. Укрепление семьи и индивидуализация производства означали ослабление первобытнообщинного коллективизма в целом.

С развитием производительных сил (переход к орудиям труда из меди, бронзы и железа) и укреплением территориально-соседских связей между семьями раннюю первобытную общину сменяет первобытная соседская земледельческая община, для которой характерны сочетания парцеллярного индивидуального производства с общей собственностью на землю, общинного и частнособственнического начал. Развитие такого внутреннего противоречия создало условия для возникновения классового общества и государства.

Замечание 1

Первобытнообщинный строй является отправной точкой в истории человечества.

Самая протяженная по времени общественно-экономическая формация существовала на ранней стадии развития у всех народов.

Важнейшим этапом в истории первобытных людей стала неолитическая революция, связанная с переходом от присваивающего типа хозяйства к производящему.

С углублением общественного разделения труда и ростом его производительности внутри первобытного общества усилился обмен, возникли избытки прибавочного продукта, что послужило основой для появления имущественного неравенства и частной собственности. Первобытный строй был сменен классовыми обществами.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/razlozhenie_pervobytno-obschinnogo_stroya/

Появление знати и неравенства. Переход от родовой общины к соседской

В чем причина разложения родового строя

Человека всегда интересовал вопрос появления неравенства и знати в обществе. Он занимал умы мыслителей, над ним размышляли великие философы. Из истории каждому известно, что первые человеческие общины не знали неравенства.

Что послужило причиной его зарождения? Без археологических исследований ученые бы не смогли получить ответ на этот вопрос.

Итак, какова история появления неравенства и знати, что за причины привели к выделению классов богатых и бедных?

Предпосылки

Известно, что любому событию предшествуют определенные предпосылки. Каковы причины появления неравенства? Первоначально распаду общества способствовало следующее:

  • Совершенствование орудий труда, с помощью которых можно было обработать большее количество земли и сделать это качественнее.
  • Использование скота при выполнении тяжелых работ, что облегчало задачу земледельцам и позволяло производить продукты с излишком. Это также привело к появлению неравенства и знати.
  • Отпала необходимость обрабатывать землю общинным методом. Каждая семья, имея металлические орудия труда, уже могла самостоятельно трудиться на своем участке, получая при этом еду в количестве, достаточном для того, чтобы прокормить себя, своих детей, и даже получить избыток.

Профицит продовольствия у семьи подарил ее членам новые возможности. При этом излишками можно было распорядиться по своему усмотрению: обменять на более совершенные орудия труда, золотые или серебряные украшения, одежду, посуду, которую изготавливали ремесленники, – кто такие они, узнаете чуть позже.

Таким образом, избыток производимых продуктов стал основным благоприятным условием для разделения общества на бедных и богатых. Излишки стали отправной точкой для накопления ценностей в отдельных семьях и причиной обнищания других.

Механизм зарождения неравенства

Постепенно у каждой семьи накапливалось собственное имущество. Это могли быть орудия труда, скот, посуда, украшения. Передавали их по наследству, что приводило к обогащению последующих поколений.

Таким образом, у одних имущества становилось все больше, у других – меньше.

Если при общинно-родовом строе все, что добывалось в и производилось в семье, считалось общим, то появление излишеств позволило каждой ячейке увеличивать собственные запасы.

Однако интересно и то, что сам процесс имущественного расслоения зарождался в общинах, когда урожай и добыча делились поровну. Уже в те времена существовала родоплеменная верхушка, в которую входили старейшины, вожди, возглавлявшие род, военные. Понятно, что при дележе урожая или военных трофеев им доставалось только лучшее.

Семьи с достатком пользовались большим уважением, поэтому зачастую при выборе предводителя общины к власти приходили те, у кого было больше земли, скота и имущества.

При военных походах захваченные трофеи стали делиться не поровну, как раньше, а большая доля доставалась знати, что еще больше усугубляло неравенство.

Чтобы оправдать себя перед остальными членами общины, они объясняли это собственной исключительностью, знатным положением.

Распад родовой общины

Первые металлические орудия человек начал изготавливать примерно девять тысяч лет назад. Их применение подняло общинно-родовое общество на новую ступень развития, позволило выстраивать отношения между его членами на совершенно ином уровне.

Постепенно происходил переход от родовой общины к соседской. На смену коллективному труду пришел труд семейный, при котором каждая отдельно взятая семья работала исключительно на себя.

Данное обстоятельство привело к появлению неравенства и знати, причиной чему послужили разные условия.

Например, болезнь или смерть кормильца, неурожайные годы препятствовали накоплению излишков. Соответственно, обменивать на орудия труда или скот было попросту нечего. Получение же продукта в избытке позволяло увеличить объемы следующего посева и совершить выгодные приобретения.

Соседская община

Постепенно община, состоящая из родственных семей, то есть людей одного рода, становилась соседской. Между ними складывался иной порядок взаимоотношений, не требовалось прилагать общие усилия для обработки земли.

Семьи разрастались, родственные связи утрачивались. У каждой появлялся свой скот, свои наделы земли, орудия труда.

Именно в это время, когда родственные связи как обязательный атрибут общинно-родового общества потеряли свою значимость, произошло возникновение неравенства и знати.

Каждая семья была уже сама за себя. Появлению знати и неравенства способствовали различные факторы.

В зависимости от приложенных усилий, количества членов семьи, плодородия земельных наделов и объема полученных избытков каждая семья обогащалась по-разному.

Кроме того, общие усилия требовались при освоении новой земли, в случае защиты от врагов, военных походов. Здесь сохранялись общинные связи, так как выжить в суровых условиях одной семье было невозможно.

Изобретение плуга и приручение домашних животных

Землепашество – один из самых тяжелых видов работ на земле. До изобретения плуга почву можно было обрабатывать исключительно общиной, так как сделать это самостоятельно, не имея никаких эффективных приспособлений, и вовсе невозможно.

Использование данного орудия позволило в разы увеличить производительность труда и уменьшить затраты. Однако применение плуга не облегчало работу отдельным пахарям, тащить его одному человеку было не по силам.

Первые плуги представляли громадные бревна с толстыми заостренными сучьями, с помощью которых распахивали землю.

Только приручение животных позволило человеку усовершенствовать процесс земледелия. Кроме того, применяя дополнительную тягловую силу, человек уже мог вспахать в разы больше земли и, естественно, собрать больший урожай.

Развитие ремесел

Потребности человека заключались не только в пище, у него была необходимость в приобретении орудий труда, одежды, посуды.

Для того чтобы изготавливать определенный вид продукции, необходимы были навыки и умения, которые вырабатывались годами. Горшечник не должен был заниматься земледелием, как и скорняк, ткач или кузнец.

За свою работу он брал определенную натуральную плату в виде зерна или другой сельскохозяйственной продукции.

Кто такие ремесленники? Постепенно из среды земледельцев стали выходить люди, которые занимались исключительно ремеслом. Причем нередко оно становилось семейным делом, имеющийся опыт и знания передавались потомкам.

Обработка металлов

Появление металлических орудий труда привело к настоящему перевороту в жизни и людских отношениях. Первоначально человек начал плавить и изготавливать изделия из меди – легкоплавкого металла. Орудия труда и оружие, изготовленные из него, были намного лучше каменных, поэтому их применение позволило повысить производительность труда.

После меди человек научился выплавлять более прочное олово, но знакомство с железом и его использование привело к настоящей революции. Орудия труда, оружие, изготовленные из этого металла, были надежнее и долговечнее предыдущих.

Первые города

Защищаясь от врагов, община должна была предпринимать определенные меры. Чтобы избежать внезапного вражеского нападения, необходимо было отгородить поселение оградой или стеной. Возводились валы, строились целые крепости, окруженные рвами с водой.

Так, небольшие поселения постепенно разрастались, территория перед крепостями стала заселяться землепашцами и ремесленниками. Эти поселения также огораживались стенами, валами, рвами и постепенно приобретали вид городов. Они появились приблизительно пять тысяч лет назад, что стало знаком окончательного распада общин и зарождения государства.

В указанный период неравенство считалось нормой. Выделялись знатные сословия, которым принадлежала власть, формировалась армия. Кстати, военные были людьми, которые не пахали землю и не были ремесленниками. Их основной обязанностью была защита города от врагов, участие в военных походах и захват добычи – трофеев и рабов.

Источник: https://FB.ru/article/349332/poyavlenie-znati-i-neravenstva-perehod-ot-rodovoy-obschinyi-k-sosedskoy

Родоплеменной строй: главные признаки, принцип власти, социальные связи

В чем причина разложения родового строя

Среди многочисленных форм общественной организации, которые прошло человечество на пути своего развития, наиболее продолжительным, по мнению ученых, является родоплеменной строй.

Зародившись несколько тысячелетий назад, он по сей день сохранился в виде исторических пережитков у некоторых народностей Африки, таких, например, как бушмены, населяющие пустыню Калахари, и фулани, живущие на территории, простирающейся от Мавритании до Судана. Остановимся подробнее на его главных характеристиках.

Общность, основанная на кровном родстве

Как сделать 6 треугольников из 6 спичек: способ решения и другие головоломки со спичками

Принцип власти при родоплеменном строе основан на кровно-родственных связях, из которых складывается вся структура общества. В научной литературе они именуются локальными группами, кланами, линиджами или просто родами. Все эти термины сходны по значению и не имеют между собой принципиальной разницы.

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

Среди наиболее характерных признаков родоплеменного строя принято выделять семейные связи всех членов общины.

Объединяющие их родственные отношения, как правило, охватывают сразу несколько поколений, включая родителей и их детей. Кроме того, для совместных занятий земледелием, охотой, выполнения религиозных обрядов и т. д.

могут быть использованы и более широкие социальные связи, охватывающие многочисленных дальних родственников.

“Индевор”, корабль Джеймса Кука

Объединение родов в племена

Что же касается решения таких масштабных задач, как организация военных походов с целью захвата новых территорий или отражение агрессии со стороны соседей, то в этом случае всегда требовались большие человеческие ресурсы, и члены отдельных родовых кланов объединялись в племена.

Их численность, по всей вероятности, была невелика. Во всяком случае, среди народностей, живущих до нашего времени родоплеменным строем, она редко превышает 100 человек.

Исключения составляет лишь упомянутая выше весьма многочисленная народность фулани, проживающая в западной части Африканского континента и успевшая приобщиться ко многим достижениям цивилизации.

Ученые полагают, что к началу XXI века ее численность могла достичь 1 млн человек.

Социальный строй, переживший тысячелетия

Таким образом, под термином «племя» в данном случае следует понимать совокупность отдельных самостоятельных и компактно проживающих общин, члены которых объединены общими занятиями, культурой и языком.

Однако основой их социальных связей по сей день является внутриобщинное кровное родство.

Если члены племени ведут оседлый образ жизни, образуя территориально-поселенческую ячейку, то они представляют собой население отдельной деревни, размеры которой варьируются от числа жителей.

Значительно чаще представители данных народностей предпочитают не обустраиваться на одном месте, а постоянно мигрировать, добывая себе пищу собирательством, охотой и рыболовством.

В этом случае, по подсчетам ученых, плотность их населения может колебаться от 1-2 до 250-300 человек на квадратный километр.

Сколь бы маловероятным это ни казалось, но родоплеменной строй, являющийся крайне архаичной формой организации общества, сумел, пережив тысячелетия, сохраниться до наших дней.

Пути изучения родового строя

Изучая особенности жизни бушменов, населяющих пустыню Калахари, западно-африканских фулани и ряда других народностей, много веков назад остановившихся в своем социальном развитии, ученые имеют возможность более полно представить особенности общественного самоуправления при родоплеменном строе, который объединял когда-то наших отдаленных предков. При этом учитываются и особенности существования различных этнических групп.

Пример древнейшей демократии

Результаты археологических раскопок, а главное, наблюдения, сделанные экспедициями, работавшими в труднодоступных районах Африки, говорят о том, что структура власти в племенах, объединенных родоплеменным строем, включала в себя три основных элемента.

Наибольшими полномочиями в принятии тех или иных решений обладал вождь племени, но при этом он был обязан учитывать мнения членов совета старейшин, который не был выборным органом, а формировался исключительно из лиц, достигнувших определенного возраста.

Что же касается особо важных случаев, таких как организация военных походов, смена территории совместного проживания или миграции и т. д., то вопрос выносился на общее собрание членов рода.

В компетенции этого органа общественной власти находился выбор вождя, а также его замена в случае несоответствия предъявляемым требованиям. Кандидатами на столь высокий пост становились наиболее сильные и опытные члены рода, но без общественной поддержки они не могли обойтись.

Характерно, что в этом отношении наши отдаленные предки стояли на вполне демократических позициях.

Значение родоплеменного строя в мировой истории

Роль, которую в истории человечества сыграла родоплеменная организация жизни, необычайно велика.

Один из основоположников современной антропологии − американский археолог и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881) − в своих работах неоднократно подчеркивал, что именно она позволила людям порвать с первобытной дикостью и шаг за шагом привела к цивилизации. Портрет ученого приводится ниже.

Разумеется, к таким выводам ученые пришли, используя в основном наблюдения за нашими современниками, не сумевшими до сих пор порвать со своим историческим прошлым, и лишь отчасти оперируя данными, полученными в ходе раскопок. Однако о многом поведали и артефакты, добытые археологами. В частности, они позволили составить достаточно полную картину разложения родоплеменного строя у восточных славян.

Ослабление родственных связей у славян

Этот процесс, начавшийся еще в первые века минувшего тысячелетия, привел к тому, что уже в VI столетии хозяйственная система большинства земледельческих общин, основанных на территориально-племенных отношениях, превратилась в полугосударственное образование, где доминирующую роль играли не кровно-родственные, а политические и военные связи. Кроме того, существенным фактором, упрочившим эти социальные структуры, была общность направлений экономического развития всей общины.

Результаты проведенных исследований показывают, что в период VIII-IX веков у восточных славян на смену родоплеменному строю пришло широкое распространение соседских общин.

Объясняется это прежде всего тем, что ввиду низкой производительности труда возникала необходимость в большом количестве работников, которых не могли предоставить социальные группы, составленные лишь на основе родовых связей.

Кроме того, в этот период шло активное освоение новых территорий, и в одиночку малые племена не могли обеспечить контроль за их распределением.

Распад родового строя

Эти и многие другие факторы стали причиной того, что уже во второй половине X века у восточных славян родовой строй уступил место новой формации, которая стала именоваться соседской общиной, или, по-старинному, «вервью». Она оказалась весьма жизнеспособной и, претерпев лишь незначительные изменения, сохранилась вплоть до начала XX века.

В России эти общины, распространенные исключительно в сельской местности и состоявшие из компактно проживавших крестьян, назывались «миром».

Отмечается, что в силу своей многочисленности и экономической стабильности, они оказали существенное влияние на многие исторические процессы.

Конец крестьянским общинам был положен лишь с приходом к власти большевиков и началом массовой коллективизации.

Источник

Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/40040-rodoplemennoj-stroj-glavnye-priznaki-princip-vlasti-socialnye-svjazi/

До родов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: